Оценка качества образования
Ссылки

Направления деятельности

Инновационная деятельность МДОУ "Детский сад №85 комбинированного вида" "Интеграция содержания экологического и нравственно-патриотического воспитания и образования с использованием регионального компонента"

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-патриотических качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству. Великая культура народов России складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в настоящее время, когда много утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народов, в век информатизации и компьютеризации важно сохранить культуру своего народа.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. Но нельзя забывать о том, что он формируется у каждого ребенка индивидуально и связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Работая по патриотическому воспитанию педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экологические особенности региона, где он живет. Поэтому приоритетным инновационным направлением работы МДОУ с 2010 года выбрана тема: «Интеграция содержания экологического и нравственно-патриотического воспитания и образования с использованием регионального компонента». Кроме того, данная тема тесно перекликается с предыдущим направлением работы по направлению «Модернизация содержания экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста», дополняя и развивая ее.
Перед коллективом детского сада стояла следующая цель: воспитать патриотов своей Родины, граждан правового социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную сознательность.
Задачи нравственно-патриотического воспитания:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
2. Расширение представлений о Мордовии, ее столице;
3.Формирование чувства гордости за достижение народов, проживающих на территории Мордовии, творческое развитие детей в различных видах деятельности (игровой, учебно-познавательной, речевой, музыкальной, изобразительной, спортивно-двигательной), нравственное и этнокультурное воспитание дошкольников в процессе знакомства с окружающей действительностью.
4. Развитие интереса у детей к культуре мордовского народа.
5. Формирование основ эстетической культуры личности дошкольника.
6. Развитие навыков общения с природой и творениями ума и рук человечества;
7. Привитие нравственных принципов, моральных и этических норм человека будущего, способного жить в гармонии с обществом и окружающей средой.
Условиями для наиболее эффективного решения задач экологического и нравственно-патриотического воспитания в рамках федеральных государственных требований и федеральных государственных образовательных стандартов являлись:
1. Создание условий для развития ребенка в этнокультурной среде, приобщая его к красоте и добру;
2. Знание педагогом истории и культуры своего народа;
3. Формирование желания видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении;
4. Использование подлинных образцов национальной культуры, природы;
5. Проведение кружковой работы;
6. Совместная работа детского сада и семьи.
В своей работе педагогический коллектив использовал современные программы и технологии:
- технологии проектной деятельности (детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
- технологии исследовательской деятельности (эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе0; опыты; фиксация результатов; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации); информационно-коммуникационные технологии (компьютер, интерактивная доска, планшет Экспериментальный проект был рассчитан на реализацию в течение 5 этапов:
1 этап - организационно-аналитический, в ходе которого планировалось изучение теоретических источников массового и передового опыта по данной проблеме, оценке условий, необходимых для ее проведения, диагностика профессиональной подготовленности педагогов, анкетирование родителей по изучению общественного мнения, разработка программы по инновационной деятельности.
2 этап - практический, подготовка и переподготовка кадров совершенствование предметно-развивающей среды, координация работы с другими образовательными учреждениями, создание творческой группы и распределение их функций.
3 этап - обобщающий, отработка педагогической модели, разработка перспективно-тематического планирования, авторских программ, проектов, подготовка диагностических материалов, проведение диагностики на начало проекта.
4 этап - контрольный, контрольный анализ результативности инновационной деятельности, анализ и корректировка методов и приемов в работе с детьми, обобщение результатов инновационной работы. 5 этап - внедренческий, распространение инновационного опыта. Проведение семинаров, мастер-классов и т.д.
План реализации мероприятий данного проекта инновационной деятельности ежегодно включался во все разделы годового планирования, включая работу с кадрами, работу с детьми, работу с родителями. Основной задачей на начальном этапе реализации инновационной деятельности являлась постепенная и целенаправленная организация (этнокультурной среды) предметно-пространственной среды, способствующей развитию и воспитанию у дошкольников патриотических чувств, где расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются задачи эстетического воспитания и детского творчества. Предметная среда в группах создала оптимальные условия для познавательной деятельности детей, проводился отбор соответствующего материала, который позволил сформировать у дошкольников представления о том, чем славен родной край (природа, люди и их труд, народное творчество). В течение этого периода:
- оформлены фотовыставки на тему: «Водоемы Мордовии», «Экология и дети», «Старый Саранск», «Саранск-современный», «Ф.В. Сычков», «С.Эрьзя»; - создан и пополняется мини-музей национальной культуры, который оснащен методическим, демонстрационным материалом, пособиями, дидактическим материалом, фотоальбомами, предметами старины;
- открыт мини-музей национального быта, оформленный в стиле мордовской народной мини-избы, который наглядно демонстрирует быт и образ жизни мордовского народа в старину;
- имеются уголки национального быта, природы в групповых комнатах;
- оформлена фото-экспозиция работ родителей и педагогов по экологии, родному городу, краю; - систематически оформляется уголок детского творчества, где размещаются тематические выставки творческих работ детей, педагогов и их родителей, с целью формирования экологической и нравственно-патриотической культуры у детей. Для получения ожидаемых результатов в режиме инновационной деятельности по нравственно-патриотическому образованию дошкольников в дошкольном учреждении создавались определенные условия, и прежде всего, система методической работы с педагогическим коллективом. Роль каждого работника детского сада в нравственно-патриотическом образовании имеет свою специфику и зависит от профессиональной подготовки каждого педагога. Методическая работа с педагогами ДОУ- непрерывная, осуществлялась в течение всего периода реализации инновационной деятельности, в рамках повышения квалификации:
- в ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
- на курсах в ГБОУ ДПО ПК (С) «МРИО»; - в ходе семинаров, практикумов, в порядке индивидуальной работа с педагогами, сотрудниками. Проведены педагогические советы: «Воспитание патриота» (2010г); «Развитие личности ребенка через повышение качества работы педагога по нравственно-патриотическому воспитанию в рамках реализации ФГОС» (2013); «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (2014); «Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания в рамках реализации ФГОС» (2015г.); «Использование этно-культурного компонента в развитии детей» (2018г.). Особой формой повышения профессионального мастерства является работа творческой группы педагогов, которые разрабатывают и внедряют методические, дидактические, обучающие, диагностические материалы в теме инновации: «Выставка С.Д. Эрьзи» (Бакалдина Е.В.), «Их именами названы улицы» (Гришина А.С.); «Экскурсия на выставку картин Ф.В. Сычкова» (Бакалдина Е.В.); составлен план-проект по «Организация прогулок, экскурсий и походов по достопримечательным местам города Саранска» (Становкина Р.Н., Козлова С.А.); разраблотаны рекомендации для успешной реализации инновационных задач патриотического воспитания (Балашкина Т., Сапунова Е.Н.); составлен календарь «Народные игры мордвы» (Оськина Т.В., Кияйкина Н.В.); разработаны различные сценарии «Республика Мордовия - большая и дружная семья» (Кияйкина Н.В.); «Широкая масленица» (Оськина Т.В.); «Святая Пасха» (Хапикова Г.В.);
Кроме того, творческой группой разработаны:
- аналитические карты уровня развития детей всех возрастных групп;
- циклы занятий по организованной деятельности с детьми; - анкеты для родителей краеведческого, нравственно-патриотического характера;
- подобран материал по нравственно-патриотическому просвещению родителей, воспитанников и педагогов МДОУ;
- рекомендации: «Создание условий по воспитанию любви к родному краю в семье»;
- рекомендации для педагогического коллектива детского сада «Успешная реализация инновационных задач»;
В ходе реализации педагогических идей воспитателями и узкими специалистами детского сада разработаны групповые проекты на следующие темы: «Организация прогулок, экскурсий и походов по достопримечательным местам города, края»; «Разведка осенних примет» (Чупанова В.Н., Безбородова В.И.); «Солнечный зайчик» (Матвеева И.С., Чарина Н.И.); «Навеки с Россией» (Маслова И.В.); «Чудесное лукошко» (Становкина Р.Н., Новокрещенова Т.И.); «История мордовского края» (Сапунова Е.Н.); «Заповедники и леса Мордовии» (Балашкина Т.М., Зинина И.А.); «Шумбрат, Саранск!» (Ликунова Л.А., Козлова С.А); «Саранск-город будущего» (Гришина А.С., Бакалдина Е.В.); «Мордовия – Родина моя!» (Зюзина Е.В.); «Композиторы Мордовии - певцы родного края» (Кияйкина Н.В.); «Календарные народные праздники мордвы» (Кияйкина Н.В.), «Саранск-спортивный» (Оськина Т.В.) «А из нашего окна…» (Нечаева Ю.А.)
Были проведены открытые мероприятия для педагогов детского сада и города: «Мастер-класс «Использование театрализованных игр в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста», «Люблю тебя, мой край родной!», мастер-класс «Птичка из пряжи», «С днем рождения, Саранск!», «Зима в родном городе», «Мордовский народные игры», открытый просмотр совместной деятельности воспитателя с детьми «Нам играть совсем не лень, мы б играли целый день!» и т.д.
Проведены презентации групповых педагогических проектов «Навеки с Россией», «Разноцветная природа», «Защитники Отечества», «КОАПП – Комиссия Особо Активной Помощи Природе» и т.д.
Ежегодно педагогами в соответствии с годовым планированием проводилась работа по самообразованию на различные темы в рамках реализации темы инновации. К примеру, в 2017-2018 году педагоги работали над темами «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам культуры Мордовии», «Развитие личности ребенка-дошкольника при осуществлении духовно-нравственного воспитания», «Развитие интереса к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства»; 2018-2019 году - «Развитие чувства гордости за подвиги земляков-героев ВОВ», «Формирование у детей дошкольного возраста нравственных качеств посредством театрализованной деятельности».
Все это повысило профессиональный уровень педагогов в поиске эффективных форм и методов работы по данной проблеме, и в работе с детьми по экологическому и нравственно-патриотическому воспитанию, которая проводилась в соответствии с годовым планированием.
Работа по экологическому и нравственно-патриотическому воспитанию велась с детьми со второй младшей группы. Уже в этой возрастной категории мы закладываем основы экологической и нравственно-патриотической культуры. Это накопление конкретных, чувственных представлений о предметах, явлениях природы и окружающей жизни, постоянно окружающих малышей, составляющих круг их жизнедеятельности.
Эта работа проводилась с учетом интеграции всех образовательных областей.
При формировании экологического и нравственно-патриотического самосознания использовали произведения фольклора, стихи, рассказы, известные народные сказки, знакомые малышам, сюжеты которых они с удовольствием слушают и обыгрывают. В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой игре педагоги языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передают характер, переживания, настроения персонажей.
Важное значение для художественно-эстетического развития детей имеет приобщение ребенка к истокам народного творчества. Педагоги знакомили детей с традициями мордовского, русского и других народов и их художественно-прикладным искусством, национальными промыслами, а также с некоторыми обрядами, песнями, танцами, шутками, играми, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества через непосредственно-образовательную деятельность.
В своей работе мы использовали наиболее интересные и результативные формы работы с детьми – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной). Воспитанники ДОУ неоднократно посещали детскую библиотеку №7 МБУК «ЦКБС для детей», «Дом детского творчества», где дошкольников знакомили с культурой мордовского народа, известными писателями и поэтами Мордовии, с различными поделками из природного материала и подручных предметов.
В уголках детского творчества систематически организовывали выставки: «Люблю тебя, мой край родной!», «Зима в родном городе», «Осень в гости к нам пришла», «Снег, снег кружится – белые все улицы», «В мире нет прекрасней края, чем Мордовия моя», «Моя земля – Мордовия». Традиционными стали в детском саду национальные праздники, развлечения, выставки, конкурсы, месячники: «Славься, Мордовия», «День родного языка», «Широкая Масленица»; месячники: «Мы родной страной гордимся», «Вместе дружная семья», «Славлю тебя, край мой родной», «Планета детства».
На физкультурных и музыкальных занятиях дети познакомились и традиционно играют в такие мордовские игры, как: «В голубей», «В зайчиков», «В горшочки», «В ключи», «Челнок и нитка»; такие танцы, как: «Мордовочки», «Умарина», «Кштема», «Луганяса келунясь» которые помогают воспитывать уважение и интерес к традициям и культуре родного края.
Повышению уровня знаний детей о природных особенностях родного края способствует экологическая тропа, созданная на территории ДОУ. В ней представлены различные объекты наблюдения, помогающие сформировать знания детей о климатических особенностях, природных зонах и т.д.
Немаловажную роль в нравственно-патриотическом и экологическом воспитании сыграла проводимая работа с дошкольниками по дополнительному образованию. В нашем детском саду во время проведения работы по инновационному направлению функционировали следующие кружки дополнительного образования: - «Кортатано эрзякс» (кружок обучения эрзянскому языку),
- «Чудеса природы» (познавательно-речевой кружок),
- «Колокольчик» (музыкально-фольклорный кружок),
- «Палитра и фантазия» (кружок по художественной деятельности),
- «Юный эколог» (познавательно-речевой кружок),
- «Дорога к сердцу» (духовно-нравственный),
- «Тештине» (музыкально-фольклорный).
Проведенный анализ диагностики сформированности знаний детей по нравственно-патриотическому направлению за период 2015-2018 годы показал следующие результаты реализации работы:


2015-2016 г.г.
1 балл - 1%
2 балла – 26%
3 балла – 33%
4 балла – 37%
5 баллов – 4%
2016-2017г.г
1 балл - 0%
2 балла – 15%
3 балла – 37%
4 балла – 26%
5 баллов – 22%
2017-2018г.г
1 балл - 0%
2 балла – 15%
3 балла – 15%
4 балла – 40%
5 баллов – 30%

Одно из направлений проектной инновационной деятельности: совместная работа с родителями. Для того чтобы изучение мордовской культуры было эффективно, обязательно участие в этом процессе и взрослых и детей; усвоение традиций мордовской культуры не только детьми, но и их родными, близкими. Наша работа была направлена на поиск новых приемов и форм нравственно-патриотического и экологического просвещения родителей через экскурсии, праздники с родителями, тематические вечера, «круглый стол», «родительские гостиные», природоохранные акции, выпуск педагогического бюллетеня: «Вы спрашиваете? …Мы отвечаем…», работу «Школы молодой семьи», консультации, индивидуальные беседы. Результатом инновационной работы в данном направлении является участие и распространение опыта работы педагогов детского сада на городских и республиканских семинарах и конференциях, участие в городских конкурсах по краеведческой тематике, участие в формировании учебно-методического пособия ДОУ в ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО». Распространение опыта работы педагогов на городских методических центрах: - в 2011 году выступление «Мордовский музыкальный фольклор в воспитании дошкольников» (Кислякова И.В.);
- в 2012 году выступление на заседании городского методического центра для воспитателей на тему: «Приобщение дошкольников к изучению истории и культуре мордовского народа через разные виды деятельности» (Сапунова Е.Н.).
Распространение опыта работы педагогов на городских и республиканских семинарах и конференциях:
- в 2012 году, выступление на республиканском научно-практическом семинаре в ФГБОУ ВПО «МГПИ имени М.Е. Евсевьева»: «Формы освоения музыкального искусства Мордовии посредством знакомства детей дошкольного возраста с музыкальным национальным фольклором» (Кислякова И.В.); - в 2012 году, выступление в ГБОУ ДПО ПК (С) «МРИО»: «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем» (Гераськина О.Д); - в 2011 году, выступление на конференции в ГБОУ ДПО ПК (С) «МРИО»: «Значение художественного слова в нравственном воспитании детей» (Безбородова В.И.); - в 2012 году выступление в ГБОУ ДПО ПК (С) «МРИО» на конференции для воспитателей по проблеме: «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС к структуре ООП ДО» на тему: «Игра как средство патриотического воспитания детей» (Сапунова Е.Н.). - в 2013 году, выступление в пятой всероссийской конференции педагогов «Педагогический поиск» на тему «Расширение и углубление представлений о природе посредством математического развития» (Маслова И.В.); - в 2013 году, выступление на методическом семинаре-практикуме «Интеграция содержания экологического и нравственно-патриотического воспитания дошкольников с использованием этнокультурного компонента» на базе МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида» на тему «Использование этно-культурного компонента в музыкальном развитии детей» (Емелина Н.В.) - в 2018 году, выступление на 14 Республиканской научно-практической конференции, посвященной 73-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне на тему «Великая Победа советского народа: уроки истории и вызовы современности».

Участие в городских конкурсах по краеведческой тематике:
- в 2011, 2 место в городском конкурсе «Мой любимый город» в номинации «Оригинальная форма»;
- в 2011, 1 место в городском конкурсе «Мой любимый город» в номинации «Педагог и ребенок»;
- в 2011г., благодарность Поволжского центра культур финно-угорских народов в проведении Всероссийского дня мордовских языков «Тиринь кель-Шачема кялень ши»;
- в 2011г., 3-е место в республиканских конкурсе детского декоративно-прикладного творчества «Бабань парь» в номинации «Творческие работы воспитателей», диплом;
- в 2012 г, диплом 2 степени в республиканском конкурсе детского декоративно-прикладного творчества «Бабань парь» в номинации творческие работы воспитателей, за работу «Мордовская семейка»;
- в 2012 г., 1 место в городском конкурсе «Лучший сценарий фольклорного праздника для детей дошкольного возраста «Широкая масленица» в номинации «Авторский сценарий», разработанный совместно муз.рук. и инструктором по физической культуре;
- в 2013г., 2 место в городском конкурсе на лучший сценарий фольклорного праздника для детей дошкольного возраста «Святая пасха» в номинации «Авторский сценарий, разработанный воспитателем»;
- в 2013 г., 1 место в городском конкурсе на лучший сценарий фольклорного праздника для детей дошкольного возраста «Святая пасха» в номинации «Авторский сценарий разработанный музыкальным руководителем»;
- В 2013Г, диплом городского конкурса «Расписные валенки» в рамках организации и проведения новогоднего социального проекта «Однажды под Новый год…в Саранске!» в номинации «Самый зимний валенок» и в номинации «Новогодний коллаж»;
- в 2013г., 1 место в масленичных состязаниях среди спортивных семей г.о. Саранск «Семейные забавы», посвященные празднованию масленицы. - в 2011 г., участие в городском конкурсе «Воспитатель года» на тему: «С днем рождения, Саранск!»;
- в 2017 г., призеры (2 место) в городском конкурсе наглядной агитации «Экологическая копилка» в номинации «Информационно-познавательный журнал»;
- в 2017 г., победители городского конкурса наглядной агитации «Экологическая копилка» в номинации «Экологический календарь»;
- в 2017 г., призеры (3 место) в городском конкурсе методических разработок по ознакомлению с мордовским фольклором «Вечкевикс мастор» в номинации «Народный календарь»;
- в 2016 г., призеры городского конкурса «Сохраним мордовские леса» в номинации «Плакат»;
2012 году педагоги нашего детского сада приняли участие в формировании и издании учебно-методического пособия для педагогов ДОУ в ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» по теме: интегрированное занятие «В гости к Лесовичку» в средней группе (Балашкина Т.М); по теме: Интегрированное занятие «Навеки с Россией» в подготовительной группе (Маслова И.В.). В процессе реализации инновационной деятельности педагоги публиковали статьи, методические разработки по данной теме в журналах, в сборниках и на образовательных сайтах в сетиИнтернет: - в 2016г., Маслова И.В.- опубликовала статью в журнале «Народное образование» на тему «Формирование экологической культуры»» - в 2015 г, Зюзина Е.В. опубликовала методическую разработку на международном образовательном портале maam.ru «Прогулка по весеннему лесу»; - в 2015г., Зюзина Е.В. опубликовала занятие на международном образовательном портале maam.ru по экологическому воспитанию на тему «Путешествие в мир природы»; - в 2017г. Лакштанкина Е.Н. опубликовала на международном образовательном портале maam.ru мастер-класс на тему «Мое достояние – мой город Саранск»; - в 2016 г., Новокрещенова Т.И. опубликовала конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Прогулки по Саранску» в социальной сети работников образования nsportal. - в 2017г, Лакштанкина Е.Н. опубликовала на международном образовательном портале maam.ru выступление из опыта работы на тему «Ознакомление с историей родного города – как средство патриотического воспитания». - в 2017 г., Лакштанкина Е.Н. опубликовала выступление из опыта работы «Роль экологического воспитания в дошкольном возрасте» в социальной сети работников образования nsportal; - в 2018г., Чупанова В.Н. опубликовала методическую разработку на международном образовательном портале maam.ru методическую разработку «Знатоки природы»; - в 2018г., Артамонова М.В. опубликовала материал на международном образовательном портале maam.ru по социальному развитию в средней группе «Прогулки по Саранску»; - в 2018г., Лапа А.А.. опубликовала материал на международном образовательном портале maam.ru по социальному развитию в младшей группе «Экология и дошкольники»; - 2016г., Оськина Т.В. опубликовала в международном научном журнале «Вопросы дошкольной педагогики» статью «Нетрадиционные формы проведения здоровьесберегающих мероприятий в рамках инновационной деятельности».
- В 2018 году у воспитателя Масловой И.В. вышло методическое пособие по теме инновационной деятельности «Природа-наше богатство».
В 2013 году на базе нашего детского сада был проведен методический семинар-практикум по теме инновации «Интеграция содержания экологического и нравственно-патриотического воспитания дошкольников с использованием этнокультурного компонента», где педагоги ДОУ делились опытом своей работы и выступили перед коллегами на следующие темы:
- «Реализация педагогического проекта «Разноцветная природа» (выступление с элементами презентации: Становкина Р.Н.);
«Формирование этнокультуры в процессе дополнительного образования» (выступление с элементами видео-презентации: Сапунова Е.Н.);
«Нетрадиционные формы проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в рамках инновационной деятельности» (выступление с элементами слайдовой презентации: Оськина Т.В.);
- «Использование театрализованной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» (Козлова С.А.); «Использование этнокультурного компонента в музыкальном развитии детей» (Емелина Н.В.).
Промежуточным результатом деятельности педагогичсекого коллектива по данной теме является то, что в 2015 году МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида» стал победителем муниципального конкурса «Муниципальные дошкольные образовательные учреждения, внедряющие инновационные образованные программы». В результате нашей работы удалось: 1). Создать модель дошкольного образовательного учреждения, ориентированную на экологическое и нравственно-патриотическое воспитание и образование детей дошкольного возраста; 2). Выстроить комплекс диагностических методик, оценки экологической и нравственно-патриотической компетенции субъектов педагогического процесса; 3). Применить современные технологии, стимулирующие ответственное отношение ко всему живому, культурным ценностям и истории родного края, воспитывая патриотические чувства у дошкольников; В 2019 году планируется выпуск сборника статей, консультаций, методических разработок по теме инновации, позволяющий использовать опыт работы коллектива педагогами других дошкольных образовательных учреждений.



К списку
Создано: 06.03.2019 16:43:04   |   Изменено: 06.03.2019 17:28:03
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Мастер - класс "Птичка из пряжи"
Фотографии